Литература 10 класс
I ЧЕТВЕРТЬ
21 ОКТЯБРЯ
Здравствуйте, ребята!
Тема урока: Поэма М.Ю.Лермонтова «Демон»
1. Познакомиться с текстом поэмы «Демон»
2. Проанализировать образ героя.
3. Составить конспект урока (https://interneturok.ru/lesson/literatura/10-klass/m-yu-lermontov/poema-m-yu-lermontova-demon)
Домашнее задание
1. Дайте развернутую характеристику героев поэмы.
2. Проанализируйте поэму с точки зрения её философской наполненности: какие философские вопросы и проблемы затрагиваются, находит ли автор им решение.
3. * Напишите сочинение-размышление на тему: «Мятежный дух Демона».
Третье задание только для желающих (дополнительная оценка).
16 ОКТЯБРЯ
ТЕМА: Основные мотивы лирики М. Ю. Лермонтова
1. Познакомьтесь с презентацией.
Составьте план: Основные события в жизни М.Ю.Лермонтова
2. Вывод: В творчестве Лермонтова отразилась общественная ситуация в России 1830-х годов. Основные мотивы его творчества связаны с вечными проблемами бытия и глубокими раздумьями поэта о смысле жизни, одиночестве и жажде душевной свободы, поиске гармонии в отношениях с миром. Ранняя лирика поэта несет в себе черты романтизма, но изображение человеческих переживаний у раннего Лермонтова значительно отличается от поэтов-романтиков.
На протяжении всего творчества свое развитие получает традиционная для русской литературы тема поэта и поэзии, эволюцию которой можно проследить в стихотворениях 1829-1841 годов. Так, пятнадцатилетний поэт просит Бога забрать у него поэтический дар, освободить его «от страшной жажды песнопенья», которая «лавой вдохновенья» клокочет в груди и заставляет отдалиться от божественных молитв. Но позже лирический герой Лермонтова начинает осмысливать свой талант, пытается осознать истоки поэтического творчества, которые видит, прежде всего, в страдании, и подчеркивает отличие своих стихов от творений его поэтических предшественников, например Байрона. После гибели Пушкина Лермонтов видит свое предназначенье в продолжение его начинаний. Поэзию он теперь осознает действенным средством освобождения от мертвящего влияния бездушного светского общества. Слово для него — оружие, необходимое и в храме, и в бою. Однако Лермонтов с горечью отмечает, что поэты стали не нужны миру, променяв «на злато» свой божественный поэтический дар. А тот, кто остался верен своему пророческому предназначенью, презираем обществом, и может жить только в пустыне, находя слушателей среди земных тварей или небесных звезд.
3. Домашнее задание.
1) Сообщение на тему «Молитва как жанр религиозной литературы». В нем должно быть объяснено каноническое построение молитвы, указаны святые, к которым верующие обращаются с молитвами, прокомментирован ритуальный смысл молитв.
2) План в тетради на тему: Жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.
3) Индивидуальное задание для Парыгиной А., Кривошеевой А., Кучеренко В.. Проследите эволюцию темы поэта и поэзии в ранней и поздней лирике Лермонтова. Подготовьте реферат на эту тему.
4) Выучить наизусть стихотворение «Дума».